Православие в России
- Автор
- Сообщение
-
Не в сети
- Сообщения: 1668
- Зарегистрирован: 23 июн 2009, 16:36
- Награды: 5
- Репутация: 126
- Пол: Мужчина
- Благодарил (а): 908 раз
- Поблагодарили: 405 раз
- Контактная информация:
Re: Православие в России
Я тоже встречался с таким явлением, как оплата за вход, но речь идёт именно о музейных комплексах, а не о действующих церквях.
_________________
Никогда не принимайте слишком серьёзно тех, кто ведёт себя слишком серьёзно.
Никогда не принимайте слишком серьёзно тех, кто ведёт себя слишком серьёзно.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Агрессивная, но полезная статья для дискуссии и изучения темы:
Николай Митрохин
Русская Православная Церковь: доходы и расходы
http://index.org.ru/journal/11/mitrohin.html
Вопрос, "сколько воруют попы", в московской журналистской тусовке сейчас интересует многих. Показателем этого является тот факт, что написанную мною сугубо научную статью "Русская православная церковь как субъект экономической деятельности" опубликовали в разной редактуре сразу два популярных еженедельника "Московские новости" и "Огонек", а также журнал "Деловые люди" - причем последним двум изданиям сей труд настолько понравился, что они даже не поинтересовались моим желанием видеть его на своих страницах. Занятно, что степень интереса к этой теме в устных беседах (включая комментарии типа "а ты уже поставил себе железную дверь, когда сел писать на эту тему") обратно пропорциональна числу желающих ею заняться.
На вопрос же, "сколько воруют", в данной статье могу ответить так же, как отвечаю и устно: меня интересуют не то как и сколько воруют, а как и сколько зарабатывают в религиозной организации, известной под названием Русская Православная Церковь.
Как это устроено
Что представляет собой Русская православная церковь в экономическом плане? По нашему мнению - гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов. Точное число этих агентов определить невозможно, но только по официальным данным РПЦ имеет не менее 19 тысяч приходов (общин) и примерно такое же число священников. Кроме того, есть еще приблизительно 500 монастырей, около 130 епархиальных управлений, а также неизвестное число коммерческих структур, действующих при храмах или контролируемых отдельными священниками.
Несмотря на такой размах экономической деятельности РПЦ, как и другие общественные организации, - и в отличие от большинства корпораций - по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических задач. Примат идейного над материальным оставляет решение экономических вопросов как бы на втором плане. Поэтому пакет "базовых услуг" (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально он оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги - специальные "службы" (поминовение, чтение акафистов святым и т.п.) и "требы" (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.п.), - а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо-бесплатного и платного набора услуг не является уникальной особенностью церковной экономики, но является ее отличительной чертой.
Казалось бы, экономика РПЦ находится в прямой зависимости от количества приходящих в храмы людей. Однако в реальности примат идеологии позволяет решать экономические задачи во многих случаях без оглядки на реальное число прихожан: в благоприятных для церкви условиях - через контакты с властями и бизнесом, в неблагоприятных (например, в нищей провинции) - за счет мужества и стойкости духовенства, выражающихся, в том числе, и в готовности служить бесплатно.
Современное экономическое устройство РПЦ основано на принципах архаичного "вотчинного" уклада, когда жесткое административное подчинение во вертикали Патриархия-епархия-приход (монастырь) обеспечивается за счет предоставления нижестоящим этажам широких экономических прав или, используя ту же средневековую терминологию, "кормлений". В результате в экономическом плане церковь как организация образует "трехслойный пирог", на каждом уровне которого имеются свои источники доходов и способы ухода от налогов. Конечно, существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх (в значительной мере как реликт отношений, навязанных советским государством), однако они практически не пользуются. На последнем Архиерейском соборе 2000 г. Патриарх пожаловался, что перечисления епархий составляют всего 5% бюджета Патриархии и этих денег хватает только на два месяца нищенского финансирования Московской и Санкт-Петербургской семинарий.
Поэтому вопрос, "кто и сколько в церкви крадет", в общем-то, бессмысленен (за исключением, естественно, взлома сейфов). На своем месте каждый священник или церковно-административный работник имеет столько, сколько может иметь, не вызывая слишком часто конфликтных ситуаций. Также бессмысленно говорить о едином бюджете РПЦ и обороте всей церкви. Мы можем описать лишь отдельные аспекты ее деятельности.
Доходы наличные и безналичные
Доходы РПЦ как организации мы делим на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ одновременно восстанавливает что-то около десяти тысяч храмов, и общество (государственные и коммерческие организации, частные лица) оказывает ей в этом содействие. При этом, столкнувшись в начале 1990-х годов с тотальным расхищением пожертвованных средств (самая скандальная история - полностью разворованный фонд строительства храма на месте расстрела семьи Николая II в Екатеринбурге), спонсоры теперь помогают церкви строительными материалами, оплатой коммунальных расходов и услуг. Распространена и трудовая помощь со стороны верующих людей: роспись храма "во имя Христа" или постройка иконостаса по "православным расценкам" могут обойтись на порядок ниже средних цен, хотя при этом труднее гарантировать их качество. Подобная помощь, при которой священники не получают на руки денег, меж тем как православная инфраструктура восстанавливается, зачастую бывает очень значительной и намного превышает прямые доходы церкви. В качестве типичного примера можно привести одну из подмосковных церквей, имеющую маленький приход и годовой оборот всего в 1,5 тысячи долларов. Однако на другом берегу реки располагается небольшой городок, богатым жителям которого, по словам старосты церкви, "нравится показывать своим гостям рукой на храм и говорить: "Вот видите кованную решетку? Я поставил!" Благодаря стараниям такого рода спонсоров храм за несколько лет сумел провести капитальный ремонт и возвести несколько хозяйственных построек.
Поскольку вычислить объемы подобной помощи не представляется возможным, мы не будем подробно говорить о них в нашем исследовании. Да и сама церковь считает помощь жертвователей делом ненадежным и временным. Гораздо большее значение для нее имеют постоянные источники дохода, от которых духовенство и приходы получают наличные средства.
На низовом, приходском уровне постоянный доход складывается из трех составляющих: прибыль (до 6000% - шести тысяч процентов) от продажи свечей (60-70% всего оборота храма), продажи "товара" (литература, иконы, крестики и прочее) и треб (крещение, отпевание, чтение акафистов и поминальных записок). Две последних составляющих совокупно дают примерно 30-40% дохода. Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются "кружечный сбор" (деньги, собираемые во время службы, которые тут же делятся между священником и работниками храма) и упоминавшиеся выше пожертвования частных и корпоративных благотворителей. В непостоянные доходы мы можем отнести и побочную коммерческую деятельность священников - от мастерских по производству надгробных камней и челночной деятельности до алкогольных минизаводов и операций с ценными бумагами.
Те суммы, которые попадают в бухгалтерские книги прихода, по общему мнению церковных работников, не имеют никакого отношения к действительности. Хотя доходы храмов очень сильно разнятся в зависимости от их местоположения, компетентности клира, степени "раскрученности" и экономической ситуации в регионе, можно с уверенностью говорить о том, что годовой оборот мелкого сельского храма не менее тысячи долларов, городского - от трех тысяч, крупные храмы в райцентрах - от 8 тысяч, кафедральные собор или другие большие храмы в областных центрах - от 80 тысяч. Суммарный годовой оборот наличности семи с половиной тысяч приходов РПЦ на территории России даже после кризиса достигает, как минимум, ста миллионов долларов.
На что же тратятся эти немаленькие, в общем-то, деньги? Боюсь, что ответить на этот вопрос будет сложнее, чем на вопрос, как они зарабатываются. Основная статья расходов храма - это, безусловно, выплата жалования его служащим. Вокруг среднего (райцентровского) храма их может кормится до 25 человек (половина - оплачиваемый хор). Если сторожа и уборщицы получают копейки, то священники, бухгалтер и хор, как правило, зарабатывают достаточно приличные деньги. Конечно, по официальной ведомости их зарплаты способны выбить слезу из глаз проверяющего, но в реальной жизни все не так плохо.
Все остальные траты - непостоянны. Облачения и утварь покупаются один раз и используются годами. Строительство и ремонт во многих случаях ведется за счет меценатов (хотя и без расходов прихода дело не обходится), коммунальные услуги, как правило, не оплачиваются, налог в епархию перечисляется "по возможности" (что зависит в немалой степени от позиции архиерея и его секретаря). Некоторые крупные храмы содержат какой-нибудь объект православной инфраструктуры (воскресную школу, благотворительную столовую) или помогают развиваться мелкому приходу, но это обычно не слишком обременительно. Самое главное, что расходование всех этих средств находится в полной зависимости от личной воли настоятеля храма (реже старосты). Поэтому стоит ли сильно удивляться наличию у священников больших и красивых недавно отстроенных домов, иномарок, сотовых телефонов или частым паломничествам в дальнее зарубежье, что в последнее время стало очень популярным.
По прежнему большие суммы наличности копятся "на всякий случай". Оставшаяся от советских времен привычка иметь подобную "заначку" (причем, зачастую, в рублях) приводит к тому, что немалая часть накопленных средств сгорает в инфляции или похищается людьми из "ближнего круга".
Для пополнения церковных лавок к настоящему времени в России, да и в других государствах СНГ, сложилась достаточно серьезная и разветвленная инфраструктура. Мало кто знает, что только в России есть, как минимум, две околоцерковные структуры, составляющие серьезную конкуренцию знаменитому "Софрино", и несколько десятков более мелких "свечных заводиков". Только православное книгоиздательство имело в 1999 г. оборот не менее чем в 9 млн. долларов, выпустив не менее 11 млн. экземпляров литературы. Не счесть и паломнических агентств, столярных, швейных и иконописных мастерских, торговых и посреднических фирм, специализирующихся на изготовлении и реализации "православной продукции".
Епархиальное управление имеет свои источники дохода, лишь отчасти связанные с деятельностью приходов. Налог на приходы (если он собирается) и прибыль от работы епархиального склада дают, по нашим расчетам, чистую прибыль примерно 100 тысяч долларов в год. Доходы от прочих источников деятельности - от организации демонстрации "гастролирующих святынь" до собственных заводов (самый известный - "Святой источник") - учету не поддаются. Оплата текущих расходов епархиального управления и выплата зарплаты его сотрудникам, как обычно, перекладывается на кафедральный собор, прибыль распределяется "по потребностям". Если учитывать, что сейчас на территории России примерно 70 епархий, то получается, что годовой доход епархиальных управлений равен, примерно, 7-8 миллионам долларов.
Бюджет Московской патриархии формируется из доходов Художественно-промышленного предприятия РПЦ "Софрино" (около 20%), гостиничного комплекса "Даниловский" (около 20%), отчислений храмов г.Москвы (менее 10%), епархий (2,5-5%) и загадочных "пожертвований" (на 1994 г.) или "управления временно-свободными средствами" (на 1997 г.), наполнявших не менее половины церковной казны. Загадочные доходы были получены в виде дивидентов от деятельности нефтеэкспортера - компании МЭС (на 1994 г. - 8,5% общероссийского нефтяного экспорта), где церкви в разные годы принадлежало от 40 до 20% акций, а также от иного участия в деятельности "большой" экономики, подробности которого тщательно скрываются.
Отделы (министерства) Московской патриархии формированием своего бюджета де-факто занимаются самостоятельно. Наиболее известна скандальная деятельность Отдела внешних церковных сношений, ввозившего в 1996-1997 г.г. под видом гуманитарной помощи сигареты на суммы в миллионы ЭКЮ.
Что же государство?
Российское государство рассматривает РПЦ как своего основного партнера в произвольно понимаемой "сфере духовности". Признавая церковь в качестве одного из важнейших элементов конструируемой национальной идеологии, власть "отпускает ей грехи" в экономической сфере. Льготы церкви начинаются с того, что в храмах законодательно разрешено не ставить кассовые аппараты и налоговые чиновники избегают заглядывать в приходскую отчетность. Однако наиболее серьезным послаблением церкви стало то, что государственные органы вообще де-факто выводят финансовые операции РПЦ за рамки действующего законодательства. Неуплата налогов, в том числе с продажи нецерковной продукции, торговля нелицензированным золотом, отказ отдавать банковские кредиты, участие в нелегальном импорте подакцизных товаров, крайне сомнительная роль в распределении имущества Западной группы войск - все эти многократно описанные в прессе махинации не привели ни к одному судебному решению.
Николай Митрохин
Русская Православная Церковь: доходы и расходы
http://index.org.ru/journal/11/mitrohin.html
Вопрос, "сколько воруют попы", в московской журналистской тусовке сейчас интересует многих. Показателем этого является тот факт, что написанную мною сугубо научную статью "Русская православная церковь как субъект экономической деятельности" опубликовали в разной редактуре сразу два популярных еженедельника "Московские новости" и "Огонек", а также журнал "Деловые люди" - причем последним двум изданиям сей труд настолько понравился, что они даже не поинтересовались моим желанием видеть его на своих страницах. Занятно, что степень интереса к этой теме в устных беседах (включая комментарии типа "а ты уже поставил себе железную дверь, когда сел писать на эту тему") обратно пропорциональна числу желающих ею заняться.
На вопрос же, "сколько воруют", в данной статье могу ответить так же, как отвечаю и устно: меня интересуют не то как и сколько воруют, а как и сколько зарабатывают в религиозной организации, известной под названием Русская Православная Церковь.
Как это устроено
Что представляет собой Русская православная церковь в экономическом плане? По нашему мнению - гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов. Точное число этих агентов определить невозможно, но только по официальным данным РПЦ имеет не менее 19 тысяч приходов (общин) и примерно такое же число священников. Кроме того, есть еще приблизительно 500 монастырей, около 130 епархиальных управлений, а также неизвестное число коммерческих структур, действующих при храмах или контролируемых отдельными священниками.
Несмотря на такой размах экономической деятельности РПЦ, как и другие общественные организации, - и в отличие от большинства корпораций - по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических задач. Примат идейного над материальным оставляет решение экономических вопросов как бы на втором плане. Поэтому пакет "базовых услуг" (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально он оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги - специальные "службы" (поминовение, чтение акафистов святым и т.п.) и "требы" (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.п.), - а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо-бесплатного и платного набора услуг не является уникальной особенностью церковной экономики, но является ее отличительной чертой.
Казалось бы, экономика РПЦ находится в прямой зависимости от количества приходящих в храмы людей. Однако в реальности примат идеологии позволяет решать экономические задачи во многих случаях без оглядки на реальное число прихожан: в благоприятных для церкви условиях - через контакты с властями и бизнесом, в неблагоприятных (например, в нищей провинции) - за счет мужества и стойкости духовенства, выражающихся, в том числе, и в готовности служить бесплатно.
Современное экономическое устройство РПЦ основано на принципах архаичного "вотчинного" уклада, когда жесткое административное подчинение во вертикали Патриархия-епархия-приход (монастырь) обеспечивается за счет предоставления нижестоящим этажам широких экономических прав или, используя ту же средневековую терминологию, "кормлений". В результате в экономическом плане церковь как организация образует "трехслойный пирог", на каждом уровне которого имеются свои источники доходов и способы ухода от налогов. Конечно, существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх (в значительной мере как реликт отношений, навязанных советским государством), однако они практически не пользуются. На последнем Архиерейском соборе 2000 г. Патриарх пожаловался, что перечисления епархий составляют всего 5% бюджета Патриархии и этих денег хватает только на два месяца нищенского финансирования Московской и Санкт-Петербургской семинарий.
Поэтому вопрос, "кто и сколько в церкви крадет", в общем-то, бессмысленен (за исключением, естественно, взлома сейфов). На своем месте каждый священник или церковно-административный работник имеет столько, сколько может иметь, не вызывая слишком часто конфликтных ситуаций. Также бессмысленно говорить о едином бюджете РПЦ и обороте всей церкви. Мы можем описать лишь отдельные аспекты ее деятельности.
Доходы наличные и безналичные
Доходы РПЦ как организации мы делим на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ одновременно восстанавливает что-то около десяти тысяч храмов, и общество (государственные и коммерческие организации, частные лица) оказывает ей в этом содействие. При этом, столкнувшись в начале 1990-х годов с тотальным расхищением пожертвованных средств (самая скандальная история - полностью разворованный фонд строительства храма на месте расстрела семьи Николая II в Екатеринбурге), спонсоры теперь помогают церкви строительными материалами, оплатой коммунальных расходов и услуг. Распространена и трудовая помощь со стороны верующих людей: роспись храма "во имя Христа" или постройка иконостаса по "православным расценкам" могут обойтись на порядок ниже средних цен, хотя при этом труднее гарантировать их качество. Подобная помощь, при которой священники не получают на руки денег, меж тем как православная инфраструктура восстанавливается, зачастую бывает очень значительной и намного превышает прямые доходы церкви. В качестве типичного примера можно привести одну из подмосковных церквей, имеющую маленький приход и годовой оборот всего в 1,5 тысячи долларов. Однако на другом берегу реки располагается небольшой городок, богатым жителям которого, по словам старосты церкви, "нравится показывать своим гостям рукой на храм и говорить: "Вот видите кованную решетку? Я поставил!" Благодаря стараниям такого рода спонсоров храм за несколько лет сумел провести капитальный ремонт и возвести несколько хозяйственных построек.
Поскольку вычислить объемы подобной помощи не представляется возможным, мы не будем подробно говорить о них в нашем исследовании. Да и сама церковь считает помощь жертвователей делом ненадежным и временным. Гораздо большее значение для нее имеют постоянные источники дохода, от которых духовенство и приходы получают наличные средства.
На низовом, приходском уровне постоянный доход складывается из трех составляющих: прибыль (до 6000% - шести тысяч процентов) от продажи свечей (60-70% всего оборота храма), продажи "товара" (литература, иконы, крестики и прочее) и треб (крещение, отпевание, чтение акафистов и поминальных записок). Две последних составляющих совокупно дают примерно 30-40% дохода. Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются "кружечный сбор" (деньги, собираемые во время службы, которые тут же делятся между священником и работниками храма) и упоминавшиеся выше пожертвования частных и корпоративных благотворителей. В непостоянные доходы мы можем отнести и побочную коммерческую деятельность священников - от мастерских по производству надгробных камней и челночной деятельности до алкогольных минизаводов и операций с ценными бумагами.
Те суммы, которые попадают в бухгалтерские книги прихода, по общему мнению церковных работников, не имеют никакого отношения к действительности. Хотя доходы храмов очень сильно разнятся в зависимости от их местоположения, компетентности клира, степени "раскрученности" и экономической ситуации в регионе, можно с уверенностью говорить о том, что годовой оборот мелкого сельского храма не менее тысячи долларов, городского - от трех тысяч, крупные храмы в райцентрах - от 8 тысяч, кафедральные собор или другие большие храмы в областных центрах - от 80 тысяч. Суммарный годовой оборот наличности семи с половиной тысяч приходов РПЦ на территории России даже после кризиса достигает, как минимум, ста миллионов долларов.
На что же тратятся эти немаленькие, в общем-то, деньги? Боюсь, что ответить на этот вопрос будет сложнее, чем на вопрос, как они зарабатываются. Основная статья расходов храма - это, безусловно, выплата жалования его служащим. Вокруг среднего (райцентровского) храма их может кормится до 25 человек (половина - оплачиваемый хор). Если сторожа и уборщицы получают копейки, то священники, бухгалтер и хор, как правило, зарабатывают достаточно приличные деньги. Конечно, по официальной ведомости их зарплаты способны выбить слезу из глаз проверяющего, но в реальной жизни все не так плохо.
Все остальные траты - непостоянны. Облачения и утварь покупаются один раз и используются годами. Строительство и ремонт во многих случаях ведется за счет меценатов (хотя и без расходов прихода дело не обходится), коммунальные услуги, как правило, не оплачиваются, налог в епархию перечисляется "по возможности" (что зависит в немалой степени от позиции архиерея и его секретаря). Некоторые крупные храмы содержат какой-нибудь объект православной инфраструктуры (воскресную школу, благотворительную столовую) или помогают развиваться мелкому приходу, но это обычно не слишком обременительно. Самое главное, что расходование всех этих средств находится в полной зависимости от личной воли настоятеля храма (реже старосты). Поэтому стоит ли сильно удивляться наличию у священников больших и красивых недавно отстроенных домов, иномарок, сотовых телефонов или частым паломничествам в дальнее зарубежье, что в последнее время стало очень популярным.
По прежнему большие суммы наличности копятся "на всякий случай". Оставшаяся от советских времен привычка иметь подобную "заначку" (причем, зачастую, в рублях) приводит к тому, что немалая часть накопленных средств сгорает в инфляции или похищается людьми из "ближнего круга".
Для пополнения церковных лавок к настоящему времени в России, да и в других государствах СНГ, сложилась достаточно серьезная и разветвленная инфраструктура. Мало кто знает, что только в России есть, как минимум, две околоцерковные структуры, составляющие серьезную конкуренцию знаменитому "Софрино", и несколько десятков более мелких "свечных заводиков". Только православное книгоиздательство имело в 1999 г. оборот не менее чем в 9 млн. долларов, выпустив не менее 11 млн. экземпляров литературы. Не счесть и паломнических агентств, столярных, швейных и иконописных мастерских, торговых и посреднических фирм, специализирующихся на изготовлении и реализации "православной продукции".
Епархиальное управление имеет свои источники дохода, лишь отчасти связанные с деятельностью приходов. Налог на приходы (если он собирается) и прибыль от работы епархиального склада дают, по нашим расчетам, чистую прибыль примерно 100 тысяч долларов в год. Доходы от прочих источников деятельности - от организации демонстрации "гастролирующих святынь" до собственных заводов (самый известный - "Святой источник") - учету не поддаются. Оплата текущих расходов епархиального управления и выплата зарплаты его сотрудникам, как обычно, перекладывается на кафедральный собор, прибыль распределяется "по потребностям". Если учитывать, что сейчас на территории России примерно 70 епархий, то получается, что годовой доход епархиальных управлений равен, примерно, 7-8 миллионам долларов.
Бюджет Московской патриархии формируется из доходов Художественно-промышленного предприятия РПЦ "Софрино" (около 20%), гостиничного комплекса "Даниловский" (около 20%), отчислений храмов г.Москвы (менее 10%), епархий (2,5-5%) и загадочных "пожертвований" (на 1994 г.) или "управления временно-свободными средствами" (на 1997 г.), наполнявших не менее половины церковной казны. Загадочные доходы были получены в виде дивидентов от деятельности нефтеэкспортера - компании МЭС (на 1994 г. - 8,5% общероссийского нефтяного экспорта), где церкви в разные годы принадлежало от 40 до 20% акций, а также от иного участия в деятельности "большой" экономики, подробности которого тщательно скрываются.
Отделы (министерства) Московской патриархии формированием своего бюджета де-факто занимаются самостоятельно. Наиболее известна скандальная деятельность Отдела внешних церковных сношений, ввозившего в 1996-1997 г.г. под видом гуманитарной помощи сигареты на суммы в миллионы ЭКЮ.
Что же государство?
Российское государство рассматривает РПЦ как своего основного партнера в произвольно понимаемой "сфере духовности". Признавая церковь в качестве одного из важнейших элементов конструируемой национальной идеологии, власть "отпускает ей грехи" в экономической сфере. Льготы церкви начинаются с того, что в храмах законодательно разрешено не ставить кассовые аппараты и налоговые чиновники избегают заглядывать в приходскую отчетность. Однако наиболее серьезным послаблением церкви стало то, что государственные органы вообще де-факто выводят финансовые операции РПЦ за рамки действующего законодательства. Неуплата налогов, в том числе с продажи нецерковной продукции, торговля нелицензированным золотом, отказ отдавать банковские кредиты, участие в нелегальном импорте подакцизных товаров, крайне сомнительная роль в распределении имущества Западной группы войск - все эти многократно описанные в прессе махинации не привели ни к одному судебному решению.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
В Русской православной церкви (РПЦ) расценили как клеветническую кампанию статью в одной из газет, в которой утверждалось, будто Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 1990-е торговал табаком, нефтью и сколотил на этом миллиарды.
Как сказано в распространенном 20 февраля заявлении синодального Информационного отдела, "ряд утверждений" в статье Александра Солдатова "За что рабу Божьему Кириллу благодарить "раба на галерах" ("Новая газета", 15 февраля), касающихся деятельности и фактов биографии предстоятеля РПЦ, "не соответствуют действительности и сознательно порочат Святейшего Патриарха и Русскую православную церковь в целом".
В документе отмечается, что упомянутая статья основана на использовании "слухов и сплетен, непроверенных или не поддающихся проверке утверждений и предвзятых мнений".
"Ложными, в частности, являются утверждения об участии в 1990-е годы Патриарха Кирилла, занимавшего тогда должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), в контроле над рядом бизнес-активов в различных отраслях экономики (табачный бизнес, нефтяная промышленность, морепродукты, автомобилестроение)", - сказано в заявлении.
По словам его авторов, никаких сколь-нибудь основательных доказательств, "подтверждающих такие мифы, за полтора десятка лет их циркуляции в СМИ и Интернете ни разу приведено не было", хотя, если бы таковые доказательства имелись, "их тут же предали бы огласке лица, недоброжелательно настроенные по отношению к Русской православной церкви".
"Александр Солдатов, прекрасно отдавая себе отчет в ложности приводимых им сведений, не оригинален. Он лишь повторяет ряд негативных слухов и мифов о священноначалии Русской православной церкви, которые еще в 1990-е годы были сформированы некоторыми журналистами", - заявили в Церкви.
Авторы документа указали на то, что ряд высказываний Солдатова "напрямую повторяет клеветнические утверждения" журналиста Сергея Бычкова, "которые уже неоднократно были признаны в судебном порядке совершенно безосновательными и ложными".
Как пишет среди прочего Александр Солдатов, Патриарх Кирилл в 1990-е "завоевал положение и сколотил состояние, позволившее ему в конце концов занять патриарший престол". До вступления на этот престол его личное состояние оценивалось некоторыми экспертами в 4 млрд долларов, утверждает журналист.
http://www.newsru.com/religy/20feb2012/dementi.html
Как сказано в распространенном 20 февраля заявлении синодального Информационного отдела, "ряд утверждений" в статье Александра Солдатова "За что рабу Божьему Кириллу благодарить "раба на галерах" ("Новая газета", 15 февраля), касающихся деятельности и фактов биографии предстоятеля РПЦ, "не соответствуют действительности и сознательно порочат Святейшего Патриарха и Русскую православную церковь в целом".
В документе отмечается, что упомянутая статья основана на использовании "слухов и сплетен, непроверенных или не поддающихся проверке утверждений и предвзятых мнений".
"Ложными, в частности, являются утверждения об участии в 1990-е годы Патриарха Кирилла, занимавшего тогда должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), в контроле над рядом бизнес-активов в различных отраслях экономики (табачный бизнес, нефтяная промышленность, морепродукты, автомобилестроение)", - сказано в заявлении.
По словам его авторов, никаких сколь-нибудь основательных доказательств, "подтверждающих такие мифы, за полтора десятка лет их циркуляции в СМИ и Интернете ни разу приведено не было", хотя, если бы таковые доказательства имелись, "их тут же предали бы огласке лица, недоброжелательно настроенные по отношению к Русской православной церкви".
"Александр Солдатов, прекрасно отдавая себе отчет в ложности приводимых им сведений, не оригинален. Он лишь повторяет ряд негативных слухов и мифов о священноначалии Русской православной церкви, которые еще в 1990-е годы были сформированы некоторыми журналистами", - заявили в Церкви.
Авторы документа указали на то, что ряд высказываний Солдатова "напрямую повторяет клеветнические утверждения" журналиста Сергея Бычкова, "которые уже неоднократно были признаны в судебном порядке совершенно безосновательными и ложными".
Как пишет среди прочего Александр Солдатов, Патриарх Кирилл в 1990-е "завоевал положение и сколотил состояние, позволившее ему в конце концов занять патриарший престол". До вступления на этот престол его личное состояние оценивалось некоторыми экспертами в 4 млрд долларов, утверждает журналист.
http://www.newsru.com/religy/20feb2012/dementi.html
-
Не в сети
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 05 дек 2009, 01:19
- Награды: 2
- Репутация: 21
- Пол: Женщина
- Благодарил (а): 310 раз
- Поблагодарили: 61 раз
Re: Православие в России
Не понимаю, почему недоступна подробная биография Патриарха?Diogen писал(а):В Русской православной церкви (РПЦ) расценили как клеветническую кампанию статью в одной из газет, в которой утверждалось, будто Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 1990-е торговал табаком, нефтью и сколотил на этом миллиарды.
Я например о Папе Римском больше знаю, чем о нашем Патриархе.
Слухи всегда рождаются там, где нет информации, а информацию должны давать сами персоны, либо их отдел внешних связей.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Гала, почитайте тогда:Гала писал(а):Не понимаю, почему недоступна подробная биография Патриарха?
http://www.patriarchia.ru/db/text/547091.html
или здесь:
http://www.patriarch.ua/biography.aspx
или здесь:
http://www.1tvnet.ru/content/show/biogr ... rilla.html
Видео здесь:
-
Не в сети
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 05 дек 2009, 01:19
- Награды: 2
- Репутация: 21
- Пол: Женщина
- Благодарил (а): 310 раз
- Поблагодарили: 61 раз
Re: Православие в России
Видео сейчас не могу посмотреть, а по текстам, там только даты, нет ни слова о том КАК это произошло:
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита (не просто так)
С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве (вдруг)
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии. (Ректорами тоже просто так не становятся)
Поэтому информации по сути нет.
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита (не просто так)
С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве (вдруг)
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии. (Ректорами тоже просто так не становятся)
Поэтому информации по сути нет.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Как, как? Его назначили на эту должность, решением Патриархии. Если тебе интересно узнать тонкости, порой в сети, там всё есть.Гала писал(а):нет ни слова о том КАК это произошло:
Биография
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.
Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.
По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.
После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.
3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.
С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.
С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.
С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.
14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.
С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.
С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.
С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.
25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.
27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Святые источники в Подмосковье:
http://www.allo495.ru/pages-view-186.html
Щелковский район.
Святой источник Страстной иконы Божьей Матери. Расположен у дер. Костыши. До революции над ним была часовня. Сейчас остался только родник.
Святой источник Параскевы Пятницы. Расположен за дер. Костыши, по дороге на Фряново. Считался целебным, вода из него помогала лечить глазные болезни.
http://www.allo495.ru/pages-view-186.html
Щелковский район.
Святой источник Страстной иконы Божьей Матери. Расположен у дер. Костыши. До революции над ним была часовня. Сейчас остался только родник.
Святой источник Параскевы Пятницы. Расположен за дер. Костыши, по дороге на Фряново. Считался целебным, вода из него помогала лечить глазные болезни.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Особо почитаемый праздник в России-
Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября
Праздник установлен Церковью в 4 веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинался 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.
В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.
Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.
Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.
Католическая церковь празднует Рождество Божьей Матери 8 сентября.
зы. В наших краях престольный праздник в церкви Образцово.
Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября
Праздник установлен Церковью в 4 веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинался 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.
В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.
Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.
Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.
Католическая церковь празднует Рождество Божьей Матери 8 сентября.
зы. В наших краях престольный праздник в церкви Образцово.
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Преподобная Пелагия-21 октября день её памяти.
Преподобная Пелагия была сначала танцовщицей в Антиохии и развратной женщиной. В раскаяние и к христианской вере привел ее святой епископ Нонн, который обратил ко Христу 30 тысяч арабов. Однажды, когда святой епископ поучал народ во храме, говоря о будущем суде и воздаянии, случилось, что вошла в храм и Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она поражена была страхом Божиим и никак не могла удержаться от слез. Она пришла к св. Нонну, упала к ногам его и слезно просила крестить ее, называя себя морем грехов и бездной нечестия. Епископ Нонн, видя полное раскаяние грешницы, крестил ее. Через два дня после крещения диавол явился св. Пелагии ночью и разбудил ее, говоря: «Не я ли так обогатил тебя? В чем же ты оскорблена мной? Прошу тебя, не делай меня посмешищем христиан». Но святая сотворила молитву с крестным знамением, и диавол исчез и уже более не являлся. Затем св. Пелагия отдала все свое имущество св. Нонну в полное распоряжение. Он приказал раздать имущество бедным, сказав при этом: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». Св. Пелагия оделась во власяницу и подрясник, удалилась в Иерусалим и с мужским именем Пелагий подвизалась в затворе; здесь и скончалась в 457 г.
http://www.proeveryday.ru/index.php?id=pravoslavn/10/21
Преподобная Пелагия была сначала танцовщицей в Антиохии и развратной женщиной. В раскаяние и к христианской вере привел ее святой епископ Нонн, который обратил ко Христу 30 тысяч арабов. Однажды, когда святой епископ поучал народ во храме, говоря о будущем суде и воздаянии, случилось, что вошла в храм и Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она поражена была страхом Божиим и никак не могла удержаться от слез. Она пришла к св. Нонну, упала к ногам его и слезно просила крестить ее, называя себя морем грехов и бездной нечестия. Епископ Нонн, видя полное раскаяние грешницы, крестил ее. Через два дня после крещения диавол явился св. Пелагии ночью и разбудил ее, говоря: «Не я ли так обогатил тебя? В чем же ты оскорблена мной? Прошу тебя, не делай меня посмешищем христиан». Но святая сотворила молитву с крестным знамением, и диавол исчез и уже более не являлся. Затем св. Пелагия отдала все свое имущество св. Нонну в полное распоряжение. Он приказал раздать имущество бедным, сказав при этом: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». Св. Пелагия оделась во власяницу и подрясник, удалилась в Иерусалим и с мужским именем Пелагий подвизалась в затворе; здесь и скончалась в 457 г.
http://www.proeveryday.ru/index.php?id=pravoslavn/10/21
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Интересный фильм про о. Романа, автора замечательных стихов и песен о Православной России:
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6809/
C#m G#
Если тебя неудача постигла,
C#m
Если не в силах развеять тоску,
F#m C#m
Осенью мягкой, осенью тихой
G# C#m
Выйди скорей к моему роднику.
F#m C#m
За родником - белый храм,
G# C#m
Кладбище старое.
F#m C#m
Этот забытый край
G# C#m
Русь нам оставила.
Если глаза затуманились влагой
Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать, спокойно поплакать,
Кто разберет, где вода, где слеза?
Видишь, вон там журавли пролетели,
У горизонта растаял их крик?
... А если ты болен, прикован к постели,
Пусть тебе снится целебный родник.
За родником - белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила
Источник http://stixpro.ru/news/rodnik/2012-04-1 ... z2jL4PtvU1
При копировании материала. Ссылка на сайт http://stixpro.ru/ обязательна
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6809/
C#m G#
Если тебя неудача постигла,
C#m
Если не в силах развеять тоску,
F#m C#m
Осенью мягкой, осенью тихой
G# C#m
Выйди скорей к моему роднику.
F#m C#m
За родником - белый храм,
G# C#m
Кладбище старое.
F#m C#m
Этот забытый край
G# C#m
Русь нам оставила.
Если глаза затуманились влагой
Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать, спокойно поплакать,
Кто разберет, где вода, где слеза?
Видишь, вон там журавли пролетели,
У горизонта растаял их крик?
... А если ты болен, прикован к постели,
Пусть тебе снится целебный родник.
За родником - белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила
Источник http://stixpro.ru/news/rodnik/2012-04-1 ... z2jL4PtvU1
При копировании материала. Ссылка на сайт http://stixpro.ru/ обязательна
-
Не в сети
- Загорянский философ
- Сообщения: 5070
- Зарегистрирован: 06 авг 2009, 22:44
- Награды: 3
- Репутация: 109
- Пол: Мужчина
- Откуда: Подмосковье
- Благодарил (а): 337 раз
- Поблагодарили: 541 раз
Re: Православие в России
Сегодня,2 ноября, родительская суббота. Православные обязательно посетят могилки своих близких, поставят свечи в храме за упокой их души.
-
Не в сети
- Член Правления ОД "Загорянка"
- Сообщения: 377
- Зарегистрирован: 25 фев 2013, 13:00
- Награды: 1
- Репутация: 51
- Пол: Женщина
- Благодарил (а): 347 раз
- Поблагодарили: 260 раз
Re: Православие в России
Diogen, существует мнение, что не стОит посещать кладбище после Покрова (праздник Покрова Божьей Матери был 14 октября). Помянуть своих усопших близких можно и в храме, и дома.