Поезд состоит из 13 вагонов, вагона-ресторана и локомотива. В состав поезда входят вагоны с сидячими местами, купе и люкс (СВ). Количество посадочных мест в вагоне с сидячими местами — 48 мест, в купе — 36 мест, в люкс (СВ) — 16 мест. В отличие от электропоезда ЭР200, у которого все вагоны (кроме головных) являются моторными, «Невский экспресс» состоит из электровоза и пассажирских вагонов производства Тверского вагоностроительного завода.
Время в пути — 4:30. Скорость движения поезда — до 200 км/час (конструкционная — 220 км/час). Поезд идёт без промежуточных остановок.
Первая авария поезда Невский экспресс
13 августа 2007 года в 21:38 на 179 км пикет 2 перегона Бурга — Малая Вишера в поезде № 166А «Невский Экспресс» сообщением Москва — Санкт-Петербург (12 вагонов, электровоз ЧС200-004, машинист Федотов, локомотивное депо Санкт-Петербург Московский, населенность поезда 231 человек) при скорости 180 км/ч (со слов машиниста 185 км/ч) произошёл подрыв под 2-ой секцией локомотива за 30 метров до путепровода (длина 40 метров, высота 25 метров). По чётному пути (направление из Москвы в Санкт-Петербург) образовалась воронка диаметром 2 метра, глубиной 0,7 метра.
В результате подрыва сошли с рельс локомотив и все 12 вагонов; из них 1 вагон (вагон-ресторан 7-ой по ходу движения) на боку. Нарушен габарит нечётного пути (то есть по нечётному пути движение также невозможно), в негабарите 6 вагонов. 5 вагонов наклонены под углом от 30° до 60° влево по ходу движения. Хвостовая часть поезда находится в 50 метрах за мостом.
По чётному пути разрушен полностью путь на мосту (40 м), 750 метров пути и 50 метров несущего троса контактной сети. По нечётному пути повреждено 170 метров со сдвигом рельсошпальной решётки на 1 метр в сторону откоса.
В 00 часов 40 минут пассажиры пересажены в электропоезд по станции Малая Вишера и отправлены в Санкт-Петербург.
Для ликвидации последствий аварии и обеспечения пропуска поездов подняты восстановительные поезда станций: Бологое (приступил к работе в 03-00), Санкт-Петербург-сорт. Московский (отправлен на перегон в 02-17), Санкт-Петербург — Финляндский (прибыл на станцию Малая Вишера в 01-32), Ржев (отправлен в 00-20), Тверь (отправлен в 23-50), Ховрино (отправлен в 23-29), Волховстрой (отправлен в 22-54, ожидал медработников).
Электровоз ЧС200 повреждён взрывом и требует ремонта в объёме ТР-2, ТР-3. Вагоны после проведения или КР или ТР-3 могут быть вновь задействованы в пассажирском движении, некоторые вагоны повреждений не получили.
Вслед за «Невским экспрессом» следовал электропоезд ЭР-200 сообщением Москва — Санкт-Петербург, этот электропоезд вернулся в Бологое, там пассажиров пересадили на резервный состав и отправили в Санкт-Петербург через Дно и Шушары. Всего по состоянию на 23:30 по московскому времени 13 августа на участке Санкт-Петербург — Бологое находился 21 поезд, все эти поезда были отправлены окружным путем.
После 23:30 13 августа все поезда из Москвы в Санкт-Петербург следовали по маршруту Ярославль — Вологда — Череповец — Волховстрой — Санкт-Петербург. Удлинение маршрута и значительное снижение скорости привело к тому, что эти поезда были в пути вместо 7-8 часов от 18 и более часов.
По сообщениям РИА «Новости», на бесплатное питание для пассажиров, поездки которых были задержаны из-за аварии, ОАО «РЖД» затратило 2,5 млн рублей. На ремонт подвижного состава — двенадцати вагонов «Невского экспресса» — ориентировочно будет потрачено около 150 млн рублей. Покупка нового электровоза обойдется компании в 100 миллионов. Также потребуются деньги на ремонт верхнего строения пути.
Авария поезда в ноябре 2009 года
Крушение поезда «Невский экспресс» в 2009 году — крушение скоростного фирменного поезда «Невский Экспресс» № 166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, приведшее к гибели 27 и ранениям более 90 человек. Произошло 27 ноября 2009 года в 21 час 34 минуты по московскому времени на 285 км (перегон Угловка — Алешинка, на границе Тверской и Новгородской областей) линии Санкт-Петербург — Москва.
Согласно официальной версии следствия крушение явилось результатам теракта.
Обстоятельства крушения: За 44 минуты до крушения по этому перегону проследовал скоростной поезд «Сапсан», совершавший испытательную поездку.
Подрыв взрывного устройства произошёл под электровозом ЧС200-010. В результате был вырван кусок рельса длиной более 50 см. Локомотив и основная часть вагонов поезда над местом взрыва пронеслись на высокой скорости. Сход вагонов с рельс начался с третьего вагона от хвоста поезда. Три последних вагона сошли с рельс. Третий от хвоста вагон сошёл с рельс одной тележкой, но остался стоять на пути, от состава вагон не отцепился. Второй от хвоста вагон отцепился от состава перевернулся на бок и в таком положении по инерции проехал по рельсошпальной решётке ещё несколько десятков метров. Этот вагон в результате более всего пострадал. Хвостовой вагон, хотя и получил сход, находился в вертикальном положении. Головная часть поезда, включая третий от хвоста вагон, находилась на расстоянии несколько сотен метров от двух последних вагонов.
В поезде находилось 682 человека, в том числе 653 пассажира и 29 членов локомотивной и поездной бригад.
На месте происшествия обнаружена воронка диаметром около метра. Возбуждено уголовное дело по статьям 205 (террористический акт) и 222 (незаконный оборот взрывчатых веществ). Назначена взрывотехническая экспертиза.
По мнению следователей сработало самодельное взрывное устройство, мощностью 7 кг тротилового эквивалента.
Следствие разрабатывает версию о причастности к взрыву группы из четырех уроженцев Кавказа, снимавших комнату в расположенном поблизости посёлке Лыкошино незадолго до происшествия.
Также существует неофициальная версия, что сход поезда произошел в результате температурного выброса пути.
28 ноября глава РЖД Владимир Якунин на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий ЧП на железной дороге сообщил о том, что в этот день на месте крушения поезда было обнаружено второе взрывное устройство, в 14:00 сработавшее не в полную силу. В непосредственной близости от второго взрыва находился председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин, руководитель Главного управления криминалистики Следственного комитета, руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте и другие сотрудники Следственного комитета. По сообщению пресс-службы ведомства, только по счастливой случайности никто из находившихся в этот момент поблизости не пострадал.
По одной из версий следствия, целью второго взрыва могли быть высокопоставленные работники правоохранительных органов или чиновники, которые по сложившейся практике посещают места крупных терактов, что, собственно, и произошло.
Ужасная трагедия. Что вы думаете по этому поводу?
