Масленица

О культуре, театре, кино, музыке, науках...
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Сообщения: 928
Зарегистрирован: 15 ноя 2011, 12:52
Награды: 4
Репутация: 114
Пол: Мужчина
Откуда: Старые Васюки
Благодарил (а): 132 раза
Поблагодарили: 410 раз

Re: Масленица

Сообщение Киръян Буханов »

17 марта, Загорянский стадион

Ма?сленица (рус. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Масленіца, польск. Zapusty, словацк. Fa?iangy, чеш. Masopust, сил. Kozelek, морав. Vora?ky, Vor???, Kon?iny, словен. Pustni teden, серб. Покладе, болг. Сирна неделя, макед. Проштена недеља)[1] — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название[2].

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику», см. раздел Аналоги Масленицы в др. странах). В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за Пёстрой неделей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья. В 2013 году Масленица отмечается в период с 11 по 17 марта.
Вложения
народ помаленьку собирается вокруг сцены
народ помаленьку собирается вокруг сцены 1882 просмотра (150.21 КБ)
выступает фолк-группа "Загорянушка"
выступает фолк-группа "Загорянушка" 1882 просмотра (141.97 КБ)
танец "Валенки"
танец "Валенки" 1882 просмотра (151.44 КБ)
-Всегда быть рядом не могут люди, Всегда быть вместе не могут люди. Нельзя любви, земной любви Пылаа-ааааать без конца!...
-Всегда быть рядом не могут люди, Всегда быть вместе не могут люди. Нельзя любви, земной любви Пылаа-ааааать без конца!... 1882 просмотра (157.75 КБ)
большая снежная горка облеплена детворой: повезло в этом году со снегом!
большая снежная горка облеплена детворой: повезло в этом году со снегом! 1882 просмотра (141.77 КБ)
вид с горки
вид с горки 1882 просмотра (128.33 КБ)
команда Весны перетягивает команду Зимы. Природа , однако, не реагирует: под вечер опять похолодало
команда Весны перетягивает команду Зимы. Природа , однако, не реагирует: под вечер опять похолодало 1882 просмотра (127.46 КБ)
прощай, Масленица!
прощай, Масленица! 1882 просмотра (149.38 КБ)
под доносящеееся из динамика " Гори-гори ясно, чтобы не погасло, гори-гори ясно, чтобы не погасло, гори...." Масленица вспыхивает
под доносящеееся из динамика " Гори-гори ясно, чтобы не погасло, гори-гори ясно, чтобы не погасло, гори...." Масленица вспыхивает 1882 просмотра (153.66 КБ)
в какой-то момент Масленица стала похожа на незадачливого космонавта
в какой-то момент Масленица стала похожа на незадачливого космонавта 1882 просмотра (157.08 КБ)

Не в сети
Член Правления ОД "Загорянка"
Сообщения: 5052
Зарегистрирован: 12 фев 2013, 10:34
Награды: 4
Репутация: 54
Пол: Мужчина
Благодарил (а): 855 раз
Поблагодарили: 700 раз

Re: Масленица

Сообщение Максим »

Мы жители...... огромной страны,
Все люди которой смогли разделиться :ch:
На тех, кто по-прежнему любит блины, :bf:
И тех, кому якобы нравится пицца. :cr:

Не в сети
Аватара пользователя
Член Правления ОД "Загорянка"
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 22:18
Награды: 5
Репутация: 192
Пол: Женщина
Благодарил (а): 2176 раз
Поблагодарили: 905 раз

Re: Масленица

Сообщение АллаЯ »

Киръян, Масленица на последней фотографии выглядит жутковато! :as:
_________________
Загорянский - дачный поселок

Не в сети
Аватара пользователя
Сообщения: 1668
Зарегистрирован: 23 июн 2009, 16:36
Награды: 5
Репутация: 126
Пол: Мужчина
Благодарил (а): 908 раз
Поблагодарили: 405 раз
Контактная информация:

Re: Масленица

Сообщение snifer »

АллаЯ писал(а):Киръян, Масленица на последней фотографии выглядит жутковато! :as:
На самом деле это кадры из выходящего в 2020 году фильма Терминатор 15... :ab:
_________________
Никогда не принимайте слишком серьёзно тех, кто ведёт себя слишком серьёзно.

Не в сети
Аватара пользователя
Сообщения: 928
Зарегистрирован: 15 ноя 2011, 12:52
Награды: 4
Репутация: 114
Пол: Мужчина
Откуда: Старые Васюки
Благодарил (а): 132 раза
Поблагодарили: 410 раз

Re: Масленица

Сообщение Киръян Буханов »

АллаЯ " Киръян, Масленица на последней фотографии выглядит жутковато! "

Snifer "На самом деле это кадры из выходящего в 2020 году фильма Терминатор 15..."


Праздник удался, спасибо организаторам! Правда, cамому немножко не по себе, когда смотришь фотографии : за что спалили эту симпатичную барышню? Полез в интернет:

Масленичное чучело (масленица, масленик, масленичная кукла) - атрибут праздника Масленицы, являвшийся главным действующим лицом в цикле обрядовых действий .

Этот персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевшей женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль.

Масленичные чучела были известны во многих регионах России, но наибольшее распространение они получили в южных губерниях страны. Делали как Масленицу, так и Масленика, которые использовались как обособленно, так и попарно. Готовили их в первые дни сыропустной недели молодые замужние женщины и девушки, собиравшиеся для этой цели в доме какой-нибудь пожилой крестьянки. На сноп соломы, служивший основой для туловища, привязывали оборкой голову и руки, также из жгутов соломы, и прикрепляли большие груди из пучков пеньковых очесов. Сверху на всю конструкцию надевали праздничную, украшенную полихромным браным ткачеством, вышивкой и аппликацией, рубаху, яркий ситцевый сарафан или вышитую цветными шерстяными гарусными нитями клетчатую поневу и орнаментированный фартук. На голову концами назад повязывали красный ситцевый или шелковый фабричный платок.

При изготовлении изображаемому персонажу старались не просто придать форму, ассоциирующуюся с человеческим телом, но и обязательно гипертрофировать присущие тому или иному полу особенности: У Масленицы изображали большую грудь, а у Масленика подчеркивали мужские признаки. Одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой куклы было ее одевание - ,,наряжение". Костюм масленичного чучела должен был быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ деревни или села и подчеркивая, таким образом, сопричастность с актом ее создания всех членов конкретной крестьянской общины. Как правило, персонаж наделяли еще и личным именем - Дуня, Авдотья, Гаранька и пр.

В некоторых районах Сибири приготовлением масленичного чучела , кроме женщин, занимались также и молодые парни.

В Московской, Калужской, Владимирской и ряде других центральных губерний помимо главного общего обрядового персонажа делали значительное количество ,,семейных" кукол, имевших аналогичное название. В отличие от общедеревенской Масленицы домашние фигуры имели привлекательную внешность: им углем рисовали глаза, брови, нос, наряжали в яркие нарядные костюмы, - но так же подчеркивли признаки пола. Как домашнюю, так и общественную Масленицу всегда обряжали в костюмы, характерные по своему составу для замужних женщин. Чучело снабжали соответствующими празднику атрибутами - сковородкой, половником, блинами и сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. Серьезного ритуального значения таким изображениям не придавали. В Козельском у. Калужской губ. делали по 5-6 таких фигур и усаживали их на всю неделю на почетном месте - на лавке у окна. Девушки брали их с собой на все посиделки и игрища в специально арендованную для этого избу, гуляли с ними по деревенским улицам, катали в санях, распевая любовные ,,страдания". Такие персонажи появлялись, в основном в тех домах, откуда брали в новую семью молодух, куда ожидали приезда ,,новоженов" или где жили девушки на выданье. Иногда ряженая фигура превращалась в простую игрушку.

Однако не везде и не всегда главный символ праздника представлял собой соломенную куклу. В Ошанском у. Пермской губ. Масленицу изображали в виде деревянной статуи, в Сухиничском у. Калужской губ. для этой цели использовали наряженный деревянный толкач, а в некоторых деревнях Псковской губ. ее роль играла снежная баба, которую скатывали на санках с горы.

В середине ХIХ в. в некоторых местностях России было принято, чтобы роль Масленицы во время обрядовых действий праздника исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом. Его выряжали в ветхую и рваную разношерстную одежду своего или противоположного пола, снабжали многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения. В Московской губ. такой человек, одетый самым фантастическим образом, с песнями и кривляниями выезжал в поле или в лес на лошади, убранной рогожами, мочалами, лаптями, рваными выцвевшими половиками и т.п., запряженной в старые разваливающиеся сани. Его с шумом сопровождала туда толпа односельчан. За деревней Масленица переодевался в обычное платье и после этого все участники возвращались обратно в деревню. В Вологодской деревне молодой парень, исполнявший ту же роль, разъезжал на детских санках, запряженных маленьким жеребенком в соломенной сбруе. В Пензенской губ. парня с помелом и кочергой в руках усаживали на пару перевернутых борон, запряженных телятами и жеребятами, и так возили по деревне. Во Владимирской губ. Масленицу изображал мужик, которого усаживали на нанизанное на высокий шест колесо, закрепленное в огромных санях. В руки ему давали бутылку вина и калач. В других местах эта функция часто передавалась распорядителю карнавального шествия.

Одновременно в одном селении могло сосуществовать несколько подобных фигур, но только одна из них олицетворяла собой действующий символ праздника для всей крестьянской общины определенной деревни или села, только его использовали во всех обрядовых действиях во время Масленицы и в конце их ,,провожали" или ,,хоронили" всей деревней.

По народным представлениям, Масленица, независимо от способа ее воплощения, была наделена сверхъестественными магическими способностями. Демонстрация этих ее преувеличенных особенностей являлась важнейшим обрядовым действием. При этом старались утрировать не только внешние, но и внутренние свойства. Масленицу традиционно величали широкой, разгульной, обжорой, пьяницей. ,,Толстая масленица. Блинов объелась, обожралась!" - кричали участники уличных гуляний. Во всех воплощениях Масленицы обязательными деталями являлись рваная и нелепая одежда, старые сани и ветхость и необычность ,,выезда". Так, вероятно, старались, подчеркнуть изжитость этим персонажем отпущенного ему срока обладания ритуальной силой и времени земного существования. Появление этого атрибута праздника, олицетворявшего в славянской мифологии плодородие, зиму и смерть и являвшегося главным действующим лицом в целом ряде ритуальных действий, всегда сопровождалось шумом, смехом, криками и всеобщим весельем - действиями, которым крестьянами приписывались определенные защитные свойства. Изготовителями обрядовых кукол в деревнях являлись преимущественно молодые замужние женщины. Вероятно, это обусловливалось тем, что подобная акция по своей значимости сопоставлялась в народном сознании с рождением ребенка. Поэтому все действие по изготовлению этого важнейшего масленичного символа носило характер женского ритуала. Помимо непосредственных его исполнителей в это время в помещении имели право находиться также и малолетние дети.
Ответить

Вернуться в «Загорянский эстет»